Статьи

НОВЫЕ РАСХОДОМЕРЫ ДИЗЕЛЬНОГО ТОПЛИВА



До настоящего времени вопрос учета израсходованного топлива в сельскохозяйственном производстве не имел такой актуальности в связи с относительной дешевизной топлива и с существованием еще «советского» способа хозяйствования на селе, где во главу учета ставился принцип «Урожай – любой ценой».

Но все меняется…

Поменялось и наше отношение к сельскому хозяйству, сегодня – это такой же бизнес, как и любое другое производство, причем достаточно капиталоемкий.

По оценке ведущих украинских экономистов в бюджете сельскохозяйственного предприятия на сегодняшний день доля затрат на ГСМ составляет от 30 до 60% в зависимости от уровня учета на предприятии и применяемых технологий выращивания сельхозпродукции.

Проблемой учета топлива занимаются многие фирмы и научные организации, в том числе: УкрНИИПИТ им. Л. Погорелого и КП МТС «Сельхозтехника». На КП МТС«Сельхозтехника» была создана инженерная группа, которой и были разработаны, апробированы и проведены производственные испытания прибора внутрихозяйственного учета топлива “IVA-MM” (рис. 1). За период научных поисков было опробовано более двадцати счетчиков топлива российских и иностранных производителей, получено четыре патента на изобретение и пять приоритетов на полезную модель, и только создание прибора собственной конструкции позволило добиться приемлемого соотношения цена/качество

Например, стоимость немецкого прибора “Minimat DK” фирмы “Hansenhof Elektronik”(рис.2), имеющего погрешность в измерениях до 3%, составляет примерно 1000 евро (без учета доставки, таможенных сборов, установки и т.п.). А российский аналог ИП-260 научно-исследовательского института «РосНИИТиМ» - при погрешности до 1% имеет цену 76000 российских рублей. Стоимость расходомера “IVA-MM” значительно ниже аналогов.

Следует отметить, что расходомер “IVA-MM” оснащен механическим счетчиком. Варианты установки расходомера на трактор показаны на рис. 3 и рис. 4. Установка расходомера под капотом (рис. 3) усложняет считывание информации. Установка расходомера в кабине (рис. 4) усложняет подключение к топливной системе двигателя.

Поэтому специалистами УкрНИИПИТ им. Л. Погорелого был разработан электронный контроллер “РМТ” (рис. 5). В этом случае датчик потока топлива монтируется под капотом, а в кабине трактора устанавливается электронный блок (контроллер), который связан с датчиком посредством кабеля.

На рис.6 – 8 показаны основные типы топливных систем дизельных двигателей: одноконтурная система (рис. 6), двухконтурная система (рис. 7), комбинированная система (рис. 8).

Расходомеры “IVA-MM” предназначен для использования с двигателями, имеющими одноконтурную топливную систему. “Minimat DK” предназначен для использования с двигателями, имеющими двухконтурную топливную систему. Расходомер с контроллером “РМТ” может работать в любой топливной системе, причем, в случае работы в двухконтурной системе, к контроллеру подключается два датчика потока: один датчик – в канал подачи топлива, другой датчик – в канал слива топлива.

На рис. 9 приведена структурная схема контроллера, яром которого является однокристальный микроконтроллер фирмы Microchip. В памяти микроконтроллера содержится две программы и он может работать как с одним, так и с двумя датчиками потока топлива. Значение расхода топлива (в литрах) накапливается в энергонезависимой памяти однокристального микроконтроллера и выводится на индикатор. На индикаторе постоянно отображается целая часть (4 десятичных разряда) измеренного значения, для просмотра дробной части (3 знака после запятой) необходимо нажать кнопку на корпусе прибора.

Контроллер расходомера топлива имеет в своем составе преобразователь напряжения бортовой сети в постоянное напряжение 5 В с широким диапазоном входных напряжений (от 7 до 16 В) и к.п.д. до 95 %. Имеется, также, схема защиты от «переполюсовки» напряжения питания и от кратковременных выбросов напряжения бортовой сети до 30 В. При длительном воздействии повышенного напряжения контроллер отключается. После снятия напряжения контроллер можно включить снова.

Точность отсчета потока топлива соответствует разрешающей способности датчика и составляет ± 0,005 л.

Общий вид комплекта с электронным контроллером приведен на рис.10. В состав комплекта входят:

- контроллер “РМТ”;
- датчик потока топлива с компенсатором гидроударов “IVA”;
- кабель для подключения к бортовой сети и датчикам;
- шланги и другие комплектующие для монтажа датчика потока.

В заключение следует отметить, что замена механического счетчика электронным контроллером расширяет сферу применения расходомера и, при этом, практически не влияет на цену устройства в целом (для одноконтурной системы).


КОВПАК А.А.
ст. науч. Сотрудник, УкрНИИПИТ
им. Л. Погорелого
пгт. Дослидницкое, Киевской обл.