Статьи

УСТРОЙСТВО IVA-MM – КОНТРОЛЬ РАСХОДА ТОПЛИВА, СРЕДСТВО ОТ ВОРОВСТВА

Газета "Агроснаб Черноземья", сентябрь 2007г.
Перевозчик UA, № 18/2007



Каждое предприятие, имеющее свой транспорт, трактора, механизмы, потребляющие топливо, решает проблему махинации с бензином или соляркой по-своему, порой не зная, что есть эффективное средство от этого – устройство IVA-MM.

Темы, связанные с ростом цен на топливо, сегодня актуальны как никогда. Не секрет, что в ближайшее время и в Украине, и в России конечный потребитель ГСМ заплатит за 1 литр условного топлива (бензин, дизтопливо) примерно 1 доллар за 1 литр. А в скором будущем эта цена возрастет до 1 евро, а то и до 1 фунта.

Естественно встает вопрос об экономии самого топлива как одного из главных составляющих себестоимости выпускаемой продукции или замене его более дешевым эрзацем.

Оказывается, существует несколько способов решения этой проблемы и самым простым является введение в практику прямого учета расхода топлива на двигателях.

Воровство топлива – хорошо организованный «бизнес»

Давайте посмотрим, в чем заключается проблема? В первую очередь в том, что нормы расхода топлива, разработанные еще в СССР, не соответствуют реалиям сегодняшнего дня. Причем это утверждение справедливо как для автотранспорта, так и для сельскохозяйственных, строительных машин и механизмов. Таким образом «оптимальную» норму расхода топлива определяют сами водители, трактористы, операторы машин. Естественно, «не забыв» о своих личных интересах.

Поэтому мы можем утверждать, что сегодня воровство топлива имеет общенациональные масштабы и это хорошо организованный «бизнес». «Дополнительный заработок» у «грамотного» водителя составляет не менее половины заработной платы, а у тракториста или оператора строительных машин зачастую превышает официальную заработную плату.

О том, что топливо воруется, знают все – и директор, и заместитель, и бригадир, и главбух. Но доказать факт воровства – достаточно хлопотное дело, граничащее с конфликтом с трудовым коллективом. А посему проблемы, связанные с перерасходом топлива, списываются согласно завышенным нормам, и считается, что это, с одной стороны, «дополнительный заработок» и «естественная убыль» – с другой.

Но рост цен на топливо за последние годы увеличил «дополнительный заработок» до границ, превышающих саму заработную плату, что серьезно сказывается на себестоимости выпускаемой продукции или оказываемых услугах.

Один из способов смухлевать – воровство топлива путем слива его из топливного бака и последующей продажей «налево» по заниженным ценам. Другой подход предусматривает сговор с оператором АЗС и на самом деле топливо в бак поступает в меньшем объеме, а разница выдается в виде наличных. Третьим и наиболее изощренным способом является отбор топлива непосредственно из топливной системы двигателя, как вариант с «обраткой». Во всех случаях эффективным методом борьбы с несанкционированным отбором топлива из машины является установка системы контроля расхода топлива.

Каковы масштабы воровства?

О том, каких масштабов достигло воровство топлива, порой никто не знает. После внедрения системы контроля или системы прямого учета топлива все встает на свои места. Вот конкретные примеры. Представьте удивление руководителя компании, в которой на протяжении долгих лет списывалось топливо из расчета нормы 55–60 литров на 100 км пробега для седельных тягачей отечественного производства. А после установки устройства IVA-MM результат контрольных замеров составил 40–43 литра на 100 км пробега.

Еще больше «экономия» оказалась при установке устройства IVA-MM на трактора, используемые в сельскохозяйственном производстве. Так, в одном из хозяйств Донецкой области весенне-полевые работы овощеводческой бригады на протяжении трех последних лет «стоили» 8500 литров дизельного топлива. В марте 2007 года на трех тракторах различных марок были установлены устройства IVA-MM, что дало на начало июня расход топлива в количестве 5300 литров. Прямая «экономия» составила 37%!

Это очень убедительные примеры, не требующие комментариев.

Какие системы существуют для контроля топлива?

На сегодняшний день на рынок выходят различные системы, основной задачей которых является контроль расхода топлива. Системы аналитического типа – на базе бортовых компьютеров. Принцип работы – вычисление объема топлива, поданного в цилиндры двигателя. Достоинство – возможность контроля текущего расхода топлива: оператор приучается к экономному стилю езды. Недостаток – вычисление расхода топлива производится по алгоритму, который настроен на стандартные дорожные условия и среднюю температуру. Как только параметры выходят из предусмотренных рамок, растет ошибка. Такие системы также не отмечают сливы топлива и заправки. При нажатии определенных комбинаций клавиш система сбрасывает свои показания. При этом оператор может установить желаемую норму расхода по своему усмотрению.

Приборы, контролирующие расход топлива с помощью штатного датчика уровня топлива, не способны контролировать ни передвижение агрегата, ни работу двигателя. Их очень легко вывести из строя. Есть возможность обмануть прибор путем слива топлива на стоянке с включенным зажиганием, невозможно также проследить «левый» пробег машины; рассчитать расход на 100 км пути или на гектар… При анализе данных от таких устройств резко повышается трудоемкость работы менеджера предприятия. На отечественных транспортных средствах такое оборудование не работает из-за большой погрешности штатных датчиков уровня топлива.

Система FMS (контроль уровня топлива в баке) – обработка данных, полученных от высокоточных емкостных датчиков уровня топлива. Ее преимущество заключается в том, что это устройство закрытого типа: информация, считываемая с данного устройства, доступна только руководству предприятия. Она полностью недоступна оператору. Программное обеспечение таких систем позволяет получать информацию о работе как отдельной машины, так и всего парка техники. Недостатком такой системы является невозможность предотвратить воровство путем слива топлива во время работы двигателя через «обратку», необходимость содержания в штате предприятия высококвалифицированного специалиста по обслуживанию и настройке системы FMS.

Система проточного типа – снимает информацию от расходометра в топливопроводах двигателя. Достоинство – показание фактического количества топлива, прокачанного через магистраль, высокая точность, доступная цена, простота в обслуживании. Недостаток – необходимость в пломбировании топливной магистрали после расходометра.

Как предотвратить несанкционированный отбор топлива (воровство)?

Хотя проблема воровства топлива актуальна во многих странах, ее комплексное решение оказалось под силу Украинской инженерной группе предприятия КП МТС «Сельхозтехника», которую возглавляет В.У. Халимончик. Ими были разработаны, запатентованы, апробированы, сертифицированы и поставлены на серийное производство простые и достаточно эффективные механические устройства контроля IVA-М и IVA-MM, которые зарекомендовали себя как лучшие в соотношении цена–качество. Кроме этого, готовится к серийному производству электронная версия этого устройства IVA-E, также IVA-DKZ, IVA-Universal – совместного с Германией производства, учет которых не будет останавливаться на литрах. На табло устройства будут выводиться такие показания, как гектары, километры, часы и, как опция, обороты ВОМ.

На сегодняшний день эти устройства являются самыми востребованными на украинском рынке, для контроля расхода топлива на отечественных дизельных двигателях с погрешностью до 1%. Установка такого устройства позволяет свести учет топлива до решения арифметической задачи: количество литров, заправленных в бак, минус показания устройства IVA-MM, равно – остаток топлива в баке.

Здесь же необходимо отметить надежность устройства и невозможность его обмана, на практике вероятнее обмануть «начальственное лицо», контролирующее установку пломб на топливном насосе, или заправщика, чем счетчик топлива. Монтаж счетчика на двигатель производится в течение получаса оператором (водителем, трактористом) и инженером по эксплуатации (бригадиром, механиком).

При том что сегодня предприятие-изготовитель КП МТС «Сельхозтехника» дает «стандартную» гарантию 12 месяцев, опытные образцы, установленные на трактор К-701 «Кировец» весной 2005 года, имеют показатели счетчика более 75 000 литров.

Продажа устройств IVA-M и IVA-MM, их сервисное обслуживание, а также гарантийное сопровождение осуществляются представительствами КП МТС «Сельхозтехника» во всех областях Украины, а также в Ростовской области Российской федерации.