Статьи

Капитализм - это прежде всего учет

Перевозчик UA, № 24/2007



(Из собственного опыта руководителя частного сельскохозяйственного предприятия.)
Я – земледелец практик, с опытом работы на земле более 10 лет, по образованию ученый агроном и написать моим коллегам сельхозпроизводителям заставило желание помочь в этой сложной экономической обстановке уменьшить риск получения убытков при хозяйствовании на селе. Долгое время меня волновал вопрос снижения расхода топлива как затратной части при производстве сельскохозяйственных культур.


Принято считать, что одним из самых эффективных способов уменьшения расхода топлива на 1 га является применение новых технологий, включая интенсивное использование гербицидов, пестицидов, технологии No Till.


На практике мне пришлось столкнуться с проблемой нормирования расхода топлива для новой сельскохозяйственной техники, которую сегодня предлагают отечественные производители. Да и самим вопросом: какова норма расхода топлива трактора Т150К с двигателем ЯМЗ236 в агрегате с дисковой бороной БДВП 3,8 «Краснянка»?


Справочной литературы, дающей ответы на такие вопросы, на сегодняшний день не существует, вот и выводит каждый хозяин эту норму экспериментальным путем, для себя и для своего хозяйства индивидуально.


Для этих целей, еще в начале реструктуризации в нашем хозяйстве, мы пытались использовать обыкновенные водяные счетчики, установив их на трактор в магистраль подачи топлива и магистраль слива топлива. Скажу откровенно, это был неудачный опыт, водяные счетчики, не приспособленные для работы в агрессивной среде дизельного топлива, быстро вышли из строя, да и погрешность измерений оказалось настолько большой, что практически ценность полученной информации составила + 20%.


Прошли годы, и мне удалось приобрести расходомер «ПОРТ 1» производства г. Воронеж. Современный электронный прибор, который устанавливается на трактор стационарно и позволяет измерять расход топлива в граммах и килограммах, а также фиксировать время работы трактора. Но нам пришлось столкнуться с рядом проблем. И первая из них – влияние человеческого фактора на точность учета этого прибора. Прежде всего для его работы необходимо было ввести в электронное устройство поправочный коэффициент, который мы получали, сжигая на поле эталонные 50 литров дизельного топлива. После этого при помощи расчетов мы получали поправочный коэффициент, действительный только для этого двигателя и этого трактора. Мало того, поскольку прибор учитывал расход топлива в граммах, нам приходилось пересчитывать результаты наших замеров в литры, используя удельные коэффициенты для зимнего и летнего топлива. А если учесть, что по паспорту прибор имеет погрешность до 5%, то общая суммарная погрешность составила почти те же + 20%.


Таким образом мы пришли к выводу, что этот расходомер хорош для лабораторных экспериментов и нормирования расхода топлива. А жизнь шла вперед, дорожало дизтопливо, и в бюджете нашего предприятия затраты на его покупку стали уверенно приближаться к отметке 30%. Вот тогда появилось желание оборудовать все трактора и автомобили расходомерами. И только в 2007 году мы приобрели механический расходомер, а точнее, устройство для внутрихозяйственного учета расхода топлива «IVA ММ». На первый взгляд очень простой механический счетчик с завышенной ценой, но при более близком знакомстве выяснилось, что производитель позаботился о качестве и надежности этого прибора по европейским стандартам.


Какие преимущества мы увидели с первых дней эксплуатации:
– Во первых, учет дизельного топлива ведется прямым счетом и в литрах. При установке устройства на трактор мы перешли на вечернюю заправку «до полного бака», т.е. показание счетчика вносится в путевой лист тракториста, трактор заправляется до полного бака и сдается на ночь под охрану. Утром тракторист принимает у охраны полный бак и выезжает на полевые работы. Вечером после работы снимаются показания счетчика и заносятся в путевой лист, а трактор заправляется снова до полного бака.
– Во вторых, устройство настолько простое, что обмануть его, т.е. украсть или слить топливо, учтенное счетчиком «IVA ММ», практически невозможно. Для этого изготовитель вместе с прибором поставил нам разовые номерные пластмассовые пломбы и пломбировочный канат.
– В третьих, точность учета устройством «IVA ММ» действительно составляет до 1% и соответствует паспортным данным и данным сертификата соответствия.
– В четвертых, счетчик устанавливается на любой дизельный двигатель, включая автомобили, трактора и стационарные машины, и для этого производитель комплектует прибор всеми необходимыми переходниками, клапанами, топливопроводами и прочим. Время работы по переоборудованию дизельного двигателя занимает от 0,5 до 1 часа, причем производится специалистами хозяйства в соответствии с прилагаемой инструкцией и не требует дополнительных настроек. Кроме того, производитель гарантирует исправную работу устройства в течение года.


Отдельно хочется отметить экономический эффект, полученный за этот год после установки устройств «IVA ММ» в нашем хозяйстве. В обработке находится 3600 га пахотной земли, направление деятельности – растениеводство, основные выращиваемые культуры: озимая пшеница, ячмень, кукуруза, подсолнечник. Среднегодовая потребность в топливе до 2007 года составила 428 тыс. литров.
В 2007 году с применением устройств «IVA ММ» расход топлива в целом по хозяйству составил на 01.12.2007 года 286 тыс. литров. При этом технологии производства практически не изменились, и технический парк тракторов и сельхозорудий не обновлялся.


Откровенно говоря, внедрение прямого учета топлива на тракторах в нашем хозяйстве было сопряжено с рядом проблем. Прежде всего это невосприятие трактористами такого строгого учета. Было все: и желание доказать, что устройство неправильно считает, и проколы в топливопроводах, и жалобы на потерю мощности. Но в результате после решения ряда организационных вопросов все встало на свои места. Устройства работают без сбоев, что позволило мне сэкономить на солярке и выделить деньги на решение тех насущных проблем, которые мы откладывали до лучших времен, включая поднятие заработной платы трактористам.
Буду рад, если этой информацией я смог помочь своим коллегам.



Попович Василий Степанович
Тел.: 8 (067) 623-14-24.
ООО «Амарант Агро»
85364, Донецкая обл., Красноармейский район, с. Новоалексеевка, ул. Донецкая, 2