Статьи

Читатели газеты «Автодвор» постоянно обращаются в редакцию газеты с просьбой опубликовать статьи с конкретными рекомендациями по экономии топлива. В опубликованных материалах мы неоднократно производили анализ и давали советы о том, как нарушения технического состояния узлов и агрегатов влияют на технико-экономические показатели машинотракторных агрегатов. Ряд статей был посвящен использованию новых машин и технологий в сельскохозяйственном производстве. Но возникают новые вопросы – как ТОЧНО учесть расход топлива. Ведь реально он зависит от большого числа факторов, в том числе и человеческих. За консультацией редакция газеты обратилась к ученым Харьковского национального технического университета сельского хозяйства им. П. Василенка, в содружестве с которыми, плодотворно работает уже много лет. На вопросы нашего корреспондента любезно согласились ответить сотрудники кафедры тракторов и автомобилей: Заведующий кафедрой, профессор, доктор технических наук, заслуженный деятель наук Украины – Лебедев Анатолий Тихонович и профильный специалист, преподаватель кафедры – Антощенков Роман Викторович.


Корреспондент: Не для кого не секрет, что от 30 до 60% расхода бюджета сельхозпредприятия (иной раз эта цифра зашкаливает и до 75%) приходится на горюче-смазочные материалы. Как уменьшить затраты на топливо, какие методы экономии сегодня предлагаются к внедрению?
Лебедев А. Т.: Прогрессивные руководители сельхозпредприятий, понимая важность этой проблемы, регулярно обращаются к «ученым мужам» с просьбами помочь провести анализ использования техники. Для них важно определить «слабое звено» - энергозатратных операций в существующих технологиях, с целью замены их более прогрессивными. Даже на одинаковых тракторах могут устанавливаться различные двигатели, хозяйства работают с большим количеством сельхозмашин, в том числе со вновь созданными и зарубежными. В результате расход топлива на них значительно отличается. Существующие справочные пособия по нормам выработки и расходу топлива не позволяют с высокой степенью достоверности провести необходимый анализ. Научные работники, имея годовые показатели выполнения работ и суммарный расход топлива по каждому из тракторов, провели соответствующие преобразования, сведя все к эталонному трактору и к условным гектарам. Наша кафедра уже не первый год занимается изучением этих вопросов, накопив огромный опыт стендовых и полевых испытаний двигателей, машинотракторных агрегатов. Работа проделана огромная. Анализ был проведен с высокой степенью точности, а вот его результаты исследователей, руководителей хозяйств поразили. Отклонение в расходе топлива тракторов одинаковых марок, имеющих примерно одинаковую степень износа, отличались на 50-70%! Расчеты были проверены другим методом – и снова колоссальные расхождения, факты указывают на то, что без человеческого фактора здесь не обошлось.


Корреспондент: Возникает закономерный вопрос. С помощью каких приборов можно учитывать расход топлива каждого трактора?
Лебедев А.Т.: При современном развитии техники такой прибор можно создать без проблем. Хоть с космической связью. Были бы деньги. И требования к нему достаточно просты: учет расхода топлива должен производиться в литрах, погрешность измерений до 1%, установка его на двигатель должна осуществляться без нарушения работы топливной аппаратуры, надежность в работе и исключение несанкционированного отбора топлива. Этим требованиям в полной мере отвечает устройство (прибор) внутрихозяйственного учета топлива IVA-MM, выпускаемое серийно КП МТС «Сельхозтехника» Луганской области. Устройство внутрихозяйственного учета расхода топлива IVA-MM предназначено и применяется для измерений объемного расхода топлива в дизельных двигателях внутреннего сгорания с использованием топливных насосов высокого давления (ТНВД), используется нами на кафедре для испытаний и диагностики дизельных двигателей.
Антощенков Р.В.: Устройство IVA-MM относится к типу приборов учета применяемых при двухконтурной или тупиковой топливной системе питания двигателя. Простота конструкции устройства и точность учета является основной его особенностью при эксплуатации в любых режимах работы двигателя. Применение дополнительных защитных устройств в виде дополнительного фильтра и гидрокомпенсаторов гидравлического удара позволяют использовать устройство как в лабораторных условиях так и в полевых испытаниях, интересен опыт использования устройства IVA-MM при каждодневном учете в хозяйствах. Технические параметры устройства позволяют использовать его для внутрихозяйственного учета расхода топлива; определения периодичности проведения технических обслуживаний (ТО) двигателя по количеству израсходованного топлива; предотвращения несанкционированного отбора топлива; расчета норм расхода топлива для любого вида операций при проведении любого вида работ; контроля работы топливной аппаратуры, дизельного двигателя.


Корреспондент: Дорогое ли это устройство, доступно ли оно для оснащения тракторов в хозяйствах?
Лебедев А.Т.: Необходимо отметить, что стоимость немецкого аналога Minimat-DK фирмы MTK-elektronik, имеет погрешность в измерениях до 3% при цене более 1500 Евро, а российский прототип ИП-260 научно-исследовательского института «РосНИИТим»- при погрешности до 1% имеет цену 76000 российских рублей! Цена устройства на данный период составляет 4 200,00 гривен, учитывая цены на дизтопливо он окупается за время любой посевной или уборочной компании. В устройстве IVA-MM органично сочетается соотношение - надежность, точность, цена.
Антощенков Р.В.: В приборе, который выпускается, используются механические счетчики фирмы «Braun» ( Германия) и «Acvametro» ( Швейцария), что позволяет сохранять работоспособность на протяжении 5-10 лет эксплуатации. По отзывам руководителей хозяйств, где приборы IVA-MM установлены с мая 2006 года использование прямого учета топлива на тракторах и сельхозмашинах позволили сэкономить от 20 до 30% топлива. Учет топлива ведется довольно просто. Заправка трактора производится «до полного бака» вечером, как того и требуют правила проведения ТО. Трактор сдается под охрану, а показания счетчика вносятся в путевой лист тракториста. На следующий день тракторист принимает у охраны полный бак и выполняет запланированные полевые работы. Вечером, после работы снимаются показатели счетчика и записываются в путевой лист, а трактор вновь заправляют до полного бака. Может ли быть проще? Вряд ли. Обмануть прибор? А ответьте, просто ли сломать стальной шарик? Вот так и прибор IVA-MM. Ведь известно, чем проще система, тем она надежнее и исключает любые хищения топлива.


Корреспондент: Что вы можете сказать об аналогичных приборах российского и белорусского производства?
Лебедев А.Т.: Наша кафедра приобрела ряд приборов различного производства и сейчас заканчиваются их стендовые испытания, после чего по программе мы должны проверить их на биотопливе и в полевых условиях. Результатами мы готовы поделиться с читателями вашей газеты в ближайшем будущем.


Корреспондент: Требуется ли установка таких приборов на Ваших тракторах решать каждому из руководителей лично.

Вопросы учета расхода топлива и его экономии очень важны для каждого из нас.

Редакционная коллегия приглашает наших читателей на страницах газеты «Автодвор» продолжить обмен опытом с коллегами и Ваши труды вернутся к Вам сторицей.